Обзоры Автокраски Автозвук Эксплуатация Масла Шины Законодательство Авторынок

Эволюция автомобильных покрышек: борьба за лучшую управляемость

Эволюция автомобильных покрышек: борьба за лучшую управляемостьУправляемость автомобиля стала беспокоить производителей отнюдь не с самого начала их производства.

Эволюция автомобильных покрышек: борьба за лучшую управляемостьУправляемость автомобиля стала беспокоить производителей отнюдь не с самого начала их производства. Действительно, первые автомобили по комфортабельности и максимальной скорости не сильно ушли вперёд по отношению к обыкновенным гужевым повозкам. Раз так, то и требования к автомобильным покрышкам были не столь значительными. Сначала внимание придавалось только комфортабельности, чуть позже — грузоподъёмности и проходимости. Для того, чтобы автомобиль мог передвигаться по любой поверхности, а не лишь по брусчатке или асфальту, было необходимо сделать шире пятно контакта колеса с дорогой.
Благодаря изобретению искусственно получаемого каучука и в целом благодаря развитию технологий, ближе к концу тридцатых годов эти проблемы удалось решить — шины стали толще, профиль выше. Наконец автомобильные покрышки перестали напоминать покрышки велосипедные.
После войны все автомобили, начиная от микролитражных и заканчивая машинами среднего и “большого” классов уже комплектовались широкими высокопрофильными шинами (шириной профиля от 5 до 9 дюймов) — комфортабельными, грузоподъёмными и надёжными. Всем этим качествам способствовало то, что высоту профиля выбирали практически равной ширине.
Эволюция автомобильных покрышек: борьба за лучшую управляемостьЭто были так называемые диагональные шины. Нити корда у них идут в несколько слоёв по диагонали, перекрещиваясь друг с другом, то есть слоёв должно быть чётное количество — 2, или 4, или 6. С одной стороны, эти шины обеспечивали очень неплохую плавность хода и проходимость, а с другой, управляемость оставляла желать лучшего. А ведь скорости автомобилей в послевоенное время всё росли, и шины должны были отвечать новым повышенным требованиям к активной безопасности.
Во многом этому также способствовало общее улучшение качества дорог. Ведь отчасти из-за того в пятидесятых годах производились столь высокопрофильные покрышки, что ужасными дороги были практически повсеместно в Европе. А большая высота профиля была практически единственным средством повысить плавность хода. Например не самый большой автомобиль “Победа” имел колёса с профилем 16”. Производились они на Ярославском резино-асбестовом комбинате, который в 50-е годы (для СССР — впервые) начал выпуск бескамерных шин, поставляя их для легковых автомобилей “Победа”, ГАЗ и ЗиМ. Кстати, этот завод здравствует и поныне, производя полюбившиеся россиянам шины Cordiant.
Затем, когда дороги стали немного ровнее, производители начали активно снижать профиль покрышек, одновременно увеличивая их ширину. Пятнадцати дюймовые колёса можно было встретить теперь только у машин большого класса, а обычные автомобили “носили” тринадцатидюймовые.
Эволюция автомобильных покрышек: борьба за лучшую управляемостьСледующим шагом стало начало производства радиальных покрышек. Корд у них располагался радиально по отношению к ободу — от борта к борту, что позволило значительно увеличить их сцепление с дорогой: за счёт более жёсткого брекера деформация протектора была сильно редуцированна, канавки не сжимались, как на диагональных покрышках, а значит, исчезли проскальзывания. Также большую роль в улучшении управляемости сыграли изменения, вносимые в рисунок протектора. Об этом мы расскажем читателям в одной из наших последующих статей.